?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
1976 г. Осокорки/Позняки - на болото сел ЯК40 87541 Каунас-Киев
mcom
Приводнение в Осокорках Печать
Источник www.pk.kiev.ua     P.S. от меня - если быть точнее то они взяли за источник - сайт известного аватара http://hectop.livejournal.com/331629.html от 2006-12-31
16.04.07 

Тридцать лет назад самолет чудом сел на киевские болота
История нашего города знает немало печальных случаев аварий и катастроф. Большинство из них до сих пор известны нам лишь по обрывочным сведениям и не всегда достоверным слухам. Многие знают о Куреневской трагедии, кто-то помнит не такой уж давний обвал "козырька" над входом в майдановский Главпочтамт. Но были и другие, которые оставили рубцы в памяти разных поколений киевлян. "Газета..." начинает рассказывать своим читателям об этих давнишних событиях. Ведь память о трагедиях – один из залогов того, что они не повторятся.

Слухи о том, что в болотах, на которых ныне построен жилой массив Осокорки, некогда "утонул" реактивный пассажирский самолет, известны многим поколениям киевлян. В действительности та давняя авария закончилась вполне благополучным, почти что счастливым исходом – успешным приводнением воздушной машины, которое стало уникальным для истории Киева и всей украинской авиации.


Сегодня киевлянам мало что известно о той, буквально чудом не состоявшейся катастрофе. В аэропорту "Киев", куда позвонили журналисты "Газеты...", сказали, что ничего не помнят о подобном происшествии. Жители старых Осокорков давно уступили свои земли состоятельным бизнесменам и выехали из села. С большим трудом нам удалось отыскать киевлянку Полину Чаленко, одну из первых тамошних дачниц, которая слышала о давней истории от своих знакомых – свидетелей приводнения. По их словам, самолет планировал вниз очень тихо – ведь его двигатели были отключены. Люди, которые наблюдали за этим с лугов, ждали взрыва, но увидели вместо него целый фонтан брызг. Они не поверили своим глазам: целехонький самолет стоял посреди болота, в районе нынешней улицы Коллекторной. Спустя каких-то пятнадцать минут к нему уже бежали по колено в воде подъехавшие на место происшествия милиционеры.

Что же послужило причиной этой необычной "посадки"? Летом 1976 года самолет Як-40 выполнял международный по нынешним меркам рейс по маршруту Каунас-Киев. Полет проходил в нормальном, "штатном" режиме, и летчики уже направили машину на посадку в киевский аэропорт "Жуляны" – но в этот момент бортмеханик случайно выключил двигатели реактивного самолета. Оценив ситуацию, экипаж в считанные секунды принял нужное решение, начав планировать по направлению к водной глади Днепра.

Возможно, эти действия были подсказаны примерами из тогдашней практики "Аэрофлота". В октябре 1963 года реактивный самолет Ту-124 приводнился на Неве, прямо посреди Ленинграда, пролетев в сорока метрах над Литейным мостом и едва не протаранив буксир – причем все пассажиры этого рейса отделались легким испугом. А в 1972 году лайнер Ту-134 успешно сел на акватории Московского водохранилища. Однако "киевский" Як не успевал дотянуть до реки, а посадка на болотное мелководье, которое перемежалось с твердой луговой землей, была чревата последствиями. Тем не менее, она удалась – и, по слухам, следственная комиссия долго не могла определиться – награждать или наказывать мастерски посадивших самолет летчиков.

Слухи вообще стали главным источником информации о событии, поскольку официальная пресса, в духе того времени, почти ничего не сообщила об этом авиапроисшествии. В народе говорили, что под Киевом взорвался самолет, и это якобы повлекло за собой массовые жертвы. Была и другая, уже упомянутая нами версия – о том, что, пытаясь спастись, летчики утопили лайнер в озере или в Днепре. Молва также приписывала экипажу героическую попытку отвести самолет от жилых кварталов. Что же, умелые действия этих людей действительно заслужили добрых слов.

После инцидента в киевских водах и небесах, в конструкцию самолетов внесли изменения, чтобы не допустить полного отключения двигателя во время полета. А извлеченный из болота Як-40 с бортовым номером 87541 до сих пор летает в одной из российских пассажирских авиакомпаний.

 
P.S. от себя хочу добавить что двигатели выключил не бортмеханик а стюардесса, правда что она делала в кабине непонятно.
после этого в конструкцию были внесены изменения не допускающие сулчайного выключения двигателей экипажем.



 



  • 1
Забавно шо у них дата статьи 16.7.07, а узяли они и про Ту-124 и про Як-40 на Осокорках тут :)

понятное дело где взяли. они ж считают что они газета. куда ж то ссылку на ресурс ставить.

я подправил чтобы было правильнее.

ПС уважаю, но тут перебор

(Anonymous)
какая стюардесса отключила двигатели? Это был конструктивный ляп РУДов, который был устранен навешиванием дополнительной планки, об этом и на страничке http://hectop.livejournal.com/331629.html сказано чуть ниже с фотографией той самой планки.

Re: ПС уважаю, но тут перебор

бытует мнение что не бортмеханик, а именно стюардесса. (из киевских сплетен).

конечно выключить коленкой - ножкй и т.д. РУДЫ которые двигаются к тебе а не от тебя - нереально.

Рад за экипаж, да и машина уцелела

Я разбирал эту аварию на учебном аэродроме КИИГА близ аэропорта Жуляны. Сейчас на том месте - большой авиационный музей. У меня в руках был рукописный цветной альбом со схемой захода Як-40 на посадк, фотографии самолета, севшего на плавни, и надувных лодок, на которых от самолета отчалили сначала пассажиры, а потом и экипаж. Пассажиры были веселые, потому что для них все кончилось благополучно. А экипаж на фото - мрачнее тучи.

Самолет заходил на посадку в Жулянах вдоль Днепра. И перед последним разворотом бортмеханик вместо того, чтобы убрать РУДы - рычаги управления двигателей - на полетный газ, проскочил защелку полетного малого газа на наземный малый газ. Из-за этого двигатели остановились в полете. У ботмеханика это был один из первых его самостоятельных полетов после училища, и он допустил досадный промах. Попытка запустить двигатели в полете не удалась. Для этого нужно пикирование с разгоном, а высота у самолета в этот момент была около 300 метров. После чего командир решил садиться на плавнях на брюхо, не впуская шасси. И очень удачно самолет посадил в Осокорках.

В техническом заключении по аварии даже указывалось, что самолет может быть восстановлен. После ремонта его вернули в эксплуатацию. Бортмеханика уволили - не знаю, дали ли ему срок. А командир, насколько помню, получил строгий выговор - хотя его надо бы было наградить за то, что спас людей и экипаж и столь удачно посадил самолет на вынужденную, да еще и спас матчасть. Номер борта СССР-87541. Самолет Литовского управления гражданской авиации, летал всего год, рейс из Каунаса. Произошло это днем 2 июня 1976 года

  • 1